В октябре 2018-го исполнилось ровно тридцать лет назад в Свердловске прогремел чудовищной силы взрыв. Люди, проснувшиеся от ударной волны и разбившихся стекол, думали о худшем: что началась война, сбросили ядерную бомбу. И мало кто мог предположить, что источник разрушений был совсем рядом — на железной дороге, на станции, где сортировали вагоны поездов.
04:33 утра. Железнодорожный состав с взрывчаткой катится под уклон и сталкивается с товарняком, перевозившим уголь. Вагоны подпирают электрический столб, провода рвутся и падают на землю. Свет затухает, а через несколько секунд срабатывает аварийная подача тока. Взрыв.
В эпицентре осталась воронка длиной 60 метров, шириной 40 метров и глубиной восемь метров. Ударной волной выбило стекла даже в Центральном гастрономе, «Океане» и в здании Музкомедии.
Колёсные пары находили в нескольких километрах от места взрыва, во дворах жилых домов. Автосцепка улетела к пруду, а весит она 95 килограммов. Серьёзно пострадали более 600 домов: некоторые из них пришлось снести. Погибли шесть человек, ещё 500 были ранены.
Говорить так, конечно, плохо, но я думаю, городу тогда повезло. Во-первых, произошло все рано утром, когда людей на улице не было. Еще важно, что после взрыва в октябре стояла непривычно теплая погода. Люди не замерзли, успели до сильных холодов вставить новые окна.
Официально серьезные повреждения получили 642 дома на 6 тысяч квартир, а 74 из них вообще снесли. Ущерб от взрыва оценили в 300 с лишним миллионов рублей. Это дороже, чем стоило строительство первой линии свердловского метро от «Проспекта Космонавтов» до «Чкаловской», — оно обошлось в 250 миллионов рублей.
!Главными героями восстановительных работ были солдаты железнодорожных войск. Уже через четыре часа после взрыва — около 9 утра 4 октября — они восстановили движение пассажирских поездов и запустили четную сортировочную систему станции. Удивительно, но уже вечером 7 октября — через 3 дня после взрыва работа станции Свердловск-Сортировочный была полностью восстановлена.
Как все было
В ночь с понедельника на вторник, 4 октября в 3:45, на третий путь нечетного парка приема станции Свердловск-Сортировочный прибыл поезд 3091 «Р». В первых двух вагонах находилось почти 47 тонн тротила и 40 тонн гексогена — груз Министерства обороны.
От состава отсоединили локомотив и начали готовиться к маневрам, чтобы сформировать новый поезд. Последовала команда растормозить состав — спустить воздух из тормозной системы, чтобы завести многотонный груз на нужный путь.
Дежурная Татьяна Хамова направила на пути маневровый тепловоз. Он остановился рядом, но не успел прицепиться, чтобы тормозить пришедший состав. Третий путь был на горке и под уклоном: десятки вагонов без маневрового тепловоза начали медленно набирать скорость. А по шестому пути, который пересекается с третьим, через Сортировку шел транзитный поезд с углем.
Татьяна Хамова со своего рабочего места видела не все вагоны и не заметила, когда состав без локомотива добрался до стрелки, приблизился к поезду с углем и столкнулся с ним.
Вагоны завалились на электрический столб и уронили его. Не помогли ни тормозные башмаки, ни догнавший состав тепловоз. Столкновение произошло примерно в 4:30. У снесенного столба оборвались провода, станция автоматически отключилась от тока, а груз из первого вагона — тротил и гексоген — высыпался на землю. Взрывчатку перевозили в обычных мешках.
Подачу тока возобновили почти сразу. Искры от контактного провода в 3000 вольт попали на вагоны со взрывчаткой, начался пожар, а потом раздался взрыв. Это случилось около 4:33, когда моя мама в нашей комнате смотрела в окно.
Пожар на Таганском ряду
В конце декабря 2011 на крупнейшем вещевом рынке Екатеринбурга произошел масштабный пожар. 32 единицы техники и 150 пожарных – почти весь личный состав противопожарной службы города – все воскресенье тушили крупнейший рынок Екатеринбурга «Таганский ряд».
Дымом заволокло целый район, рядом с местом ЧП не ходил общественный транспорт. Торговцы рисковали жизнью ради спасения своего товара. Согласно первоначальной информации, площадь пожара составила порядка 400 кв. метров. Однако затем она увеличилась до 1000, потом до 3000 кв. метров, а еще позднее – до 4000 кв. метров.
Совладать с огнем помог пожарный поезд. Он прибыл к «Таганскому ряду» около 20:00 со станции «Кузино» и остановился в 300 метрах от места возгорания. В двух пожарных цистернах привезли около 147 тонн воды.
Причины пожара пока неизвестны, наиболее вероятная версия — пожар возник из-за обогревательных приборов.