Усадьба Расторгуевых-Харитоновых — архитектурный памятник и украшение Екатеринбурга. Сохранившиеся здания усадьбы находятся на Вознесенской горке, с которой открывается впечатляющий вид на город и его знаковые достопримечательности.
В настоящее время в стенах усадьбы обосновался городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Рядом с усадебным комплексом находится Харитоновский парк — одно из любимых мест отдыха горожан на природе.
Строительство
Строительство усадьбы фактически началось в 1794-1795 годы, когда губернский секретарь Семен Алексеевич Исаков начал здесь строить дом, но вскоре он ушел из жизни. В 1798 году вдова Исакова продала участок купцу Л.И. Расторгуеву за 2 тысячи рублей.
Через год Расторгуев заложил фундамент главного каменного двухэтажного дома с обширным подвалом. Полностью строительство усадьбы было закончено к 1824 году. Столь долгое строительство исследователи обычно объясняют строительством обширных подвалов и сети подземных ходов…
В 1980-х годах обнаружились чертежи проекта. Его автором оказался Томазо Адамини, один из учеников великого итальянского архитектора Кваренги, работавший в России. Начало строительству усадьбы было положено ещё в конце XVIII века, а окончательный облик с колоннами ей придал известный екатеринбургский архитектор Малахов в 1824 году.
Сам проект является образцом купеческой усадьбы первой половины XIX века, построенным по образу аристократических домов Москвы и Петербурга. Поговаривали, что в доме из 77 комнат жил сам Расторгуев с младшей дочерью, и старшая дочь Мария с мужем Харитоновым.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/181022/54505/?ysclid=lwtef8ojxe797843765
История и легенды
Это сейчас усадебный комплекс располагается в центре города, а в те времена, когда зажиточный купец Лев Расторгуев приобрел земельный участок и недостроенный дом, здесь была тихая окраина.
Имя главного архитектора постройки до сих пор неизвестно, по одной из легенд им является зодчий, отбывавший наказание на каторге в Тобольске. Даже существует предположение, что он был французом, оно связано с использованием в архитектуре усадьбы элементов стиля французский ампир.
Якобы Расторгуев, использовав свои связи, договорился о работе над проектом заключенного и посулил ему досрочное освобождение в обмен на шикарную резиденцию.
Строительство началось в конце XVIII века. Зодчий свою задачу выполнил, выстроив настоящий дворец и хозяйственные постройки в стиле классицизм. Усадьбой любовались современники, в городе не было другой резиденции, которая могла бы сравниться с ней по размаху и мастерству исполнения. Массивные колонны, лепнина, единство композиции восхищает и сейчас.
Получив готовую усадьбу, Расторгуев забыл о своем обещании. Обманутый архитектор был настолько подавлен, что не смог выдержать такого удара и покончил с собой. Не обошлось в этом деле и без мистики — вроде бы перед смертью зодчий проклял купца и весь его род. По другим сведениям, Расторгуев сам убил архитектора, чтобы тот не смог повторить ничего подобного.
После смерти Расторгуева усадьба перешла в руки его зятя — Петра Харитонова, он разбил здесь парк в английском стиле. Для озеленения из окружающих лесов привезли уже довольно взрослые деревья. Создали искусственное озеро, беседки и получилось уютное и красивое место для прогулок.
Вообще, новый владелец не жалел денег на благоустройство усадьбы и организацию увеселительных мероприятий. С большим размахом проводились приемы и балы. Даже Александр I, посетивший резиденцию купцов, был поражен ее внешним величием и внутренним убранством.
Семьи Расторгуевых и Харитоновых были одними из самых богатых в городе. Строительство начал купец Расторгуев, разбогатевший на вино-водочной торговле. Впоследствии из-за свадьбы детей его семья объединилась с золотопромышленником Харитоновым, и появились деньги на расширение усадьбы и строительство парка. Как потом писал Бажов, свадьба Расторгуевых-Харитоновых гуляла ровно год, и всё это время они бесплатно кормили и поили всех приходивших к ним горожан.
Не только архитектура усадьбы вызывает интерес, но и система подземных ходов. Расторгуев был старообрядцем, в его домовой церкви часто собирались его единомышленники.
В то время открыто говорить о своей принадлежности к староверам было опасно — на них были гонения, поэтому система подземных ходов могла помочь собираться старообрядцам, не вызывая подозрений окружающих, или благодаря им можно было скрыться от преследователей в случае необходимости.
Еще по одной версии подвалы использовались для содержания рабочих, чеканивших золотые монеты из собственных рудников купцов. Эти толки даже нашли отражение в сюжетах литературных произведений, к примеру в рассказе Алексея Толстого «Харитоновское золото».
После высылки владельцев помещения усадьбы сдавались в аренду разным организациям. Усиленная эксплуатация без должного содержания привела к ухудшению состояния построек. Быть может, проклятие зодчего достигло своей цели?
===
По преданиям, хозяева не стесняли себя ни в чем: год отмечали свадьбу, мыли шампанским лошадей… В дворце-особняке не раз останавливались коронованные особы. В 1824 году в доме останавливался император Александр I, совершавший поездку по стране. А в 1837 году в этом особняке останавливался будущий правитель России Александр II.
По рассказам современников, в подвалах шла совсем другая жизнь. Там мучили и губили непокорных крепостных, мятежников с заводов. Зотов и Харитонов были настолько беспощадны на своих Кыштымских заводах, что за многочисленные убийства и жестокость были до конца своих дней сосланы в ссылку в Финляндию.
В 1840-е годы помещения особняка сдавались в аренду, а к 1870-м годам усадьба без хозяина стала ветшать и приходить в упадок. В 1905 году усадьбу приобретает общество Кыштымских заводов.
===
В 1930-е годы усадьбу передали Дворцу пионеров, который в дальнейшем переименовали в Дворец творчества детей и молодежи. И если внешне усадьба сохранила свой первоначальный вид, то интерьеры претерпели значительные изменения.
Интересный факт. Во дворце и парке занимались выдающиеся личности. Например, Александр Демьяненко, известный по роли Шурика в «Операции Ы», «Кавказской пленнице» и других.
Усадьбе Расторгуева-Харитонова посвящен один из первых рассказов писателя Алексея Толстого «Харитоновское золото». А в Харитоновском парке в детстве любил ловить птичек живший неподалеку свердловский писатель Николай Никонов.
Харитоновский сад
Харитоновский сад — первый общественный парк Екатеринбурга. Называется по фамилии его создателя купца — старообрядца Петра Яковлевича Харитонова (муж Марии, старшей дочери Льва Ивановича Расторгуева).
До ссылки в 1837 году в финский городок Кексгельм по делу Кыштымского завода, Петр Харитонов сделать грандиозную реконструкцию зданий усадьбы по проекту Михаила Павловича Малахова, а болота в низовьях северного склона Вознесенской горки превратил в прекрасный сад в английском стиле.
Деревья для сада подбирали в окрестных лесах, выкапывали уже взрослыми и привозили в создающийся парк. Сейчас этим деревьям – липам и лиственницам – около двух веков, — это одни из самых старых деревьев Екатеринбурга. В парке было вырыто искусственное озеро, в котором раньше плавали лебеди, его облюбовали сотни уток.
Диковинкой сада был грот, — куполообразное сооружение, построенное из кирпича и засыпанное снаружи землей наподобие пещеры. В погребе грота хранили ренские (виноградные) вина и готовили мороженое , которые по лифту поднимали вверх в беседку в «китайском вкусе». (Сохранилась лишь подземная кирпичная часть).
Сад был украшен тремя тенистыми аллеями, отходящими от озера и беседками. Харитоновский сад всегда был открыт для посетителей, став первым общественным садом города.
В годы СССР парк называли парком Пионеров, а в 1987 году ему вернули историческое название – Харитоновский парк.
Харитоновский сад уникален еще и тем, что это единственный сохранившийся в уральской столице образец ландшафтного искусства первой половины XIX века.
Храм Вознесения Господня
Храм Вознесения Господня — один из старейших храмов города Екатеринбурга (строительство датируется 1770 годом), находится на Вознесенской горке, возле Усадьбы Расторгуева-Харитонова и старинного парка.
Это единственная сохранившаяся в городе церковь в стиле барокко (ещё одним храмом в стиле барокко был Богоявленский кафедральный собор на площади 1905 года, уничтоженный в 1930 году).
Когда-то на месте храма располагалась загородная дача одного из строителей города Василия Татищева. Вознесенская горка, тогда еще безымянная, была покрыта сосновым лесом. Дом для генерала Татищева и возвели из этого срубленного леса, обустроили вместительный погреб, отвели огород. Сам дом иногда называли «Генеральский» и горку – «Генеральской горкой».
Во время стройки сменилось несколько архитекторов, каждый из которых пытался привнести в храм что-то своё. Основная часть здания построена в стиле барокко. Пристрои – в византийском стиле.
Внутри была настоящая роскошь: пасхальный крест из розовой яшмы, украшенный уральскими камнями и топазами, крест с изображением Христа из бирюзы с позолотой, Евангелия в серебряных окладах с самоцветами. Когда после революции из храма вывозили церковные ценности, то по описи проходили 26 серебряных риз с икон, 30 бриллиантов, 56 различных самоцветов. Только серебра забрали из Вознесенской церкви 32 килограмма.
После закрытия в храме сделали школу-семилетку. Паперть приспособили под раздевалку, главный алтарь стал пионерским клубом, в церковном архиве сделали столовую. Потом там сделали музей атеизма. В войну в церкви были склады НКВД, а затем Свердловский краеведческий музей. Однако переезд в здание храма музея спас его от сноса, сохранил его как архитектурное строение.
Вернули храм церкви только в 1991 году. Находился он в ужасном состоянии. Создавать церковную атмосферу пришлось с нуля. Почти всё, что вы видите сегодня в храме, на 90% новодел. Иконы писали местные художники.
Когда храм относительно восстановили, то в 1998 году в нём устроили отпевание останков семьи Романовых, перед их отправлением для захоронения в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.