Всего в России 7 метрополитенов, екатеринбургский самый короткий — всего 9 станций, впереди самарское метро (10 станций), казанское (11 станций), новосибирское (13 станций) и нижегородское (15 станций). Смешнее ситуация только в Омске, где построили всего 1 станцию и проект законсервировали).
1) Екатеринбург — 9 станций (открытие в 1991, протяженность 12,7 км)
2) Самара — 10 станций
3) Казнь — 11 станций
4) Новосибирск — 13 станций
5) Нижний Новогород — 15 станций
6) Санкт-Петербург — 72 станции
7) Москва — около 250
За 2023 год Екатеринбургский метрополитен перевёз 44 656 677 человека
Екатеринбург-Свердловск стал первым городом в СССР, за пределами «столиц», где было начато строительство метро (1980-ый), при этом 1й пусковой участок «окупился» за год до его сдачи за счет добычи полезных ископаемых в ходе стройки.
Количество станций мелкого заложения — 4
Количество станций глубокого заложения — 5
До открытия «Чкаловской» в течение 18 лет самой глубокой станцией в Екатеринбурге (и вообще за пределами Москвы и Петербурга) была «Уральская» — она расположена на глубине 42 метра. «Чкаловская» на один метр глубже — 43 метра. Для сравнения, глубина заложения станции Проспект Космонавтов — всего 6 метров, там даже нет эскалаторов.
«Ботаническая» — восьмая по счёту станция екатеринбургского метро и 300-я станция метро в России. Имеет сразу 8 выходов — больше, чем другие станции.
Обиднее всего сравнение с Казанью, где всю ветку из 11 станций длиной 16,77 км построили в период с 2005 по 2018 гг (т.е. за 13 лет).
В Екб первые три станции (Космонавтов, Уралмаш и Машиностроителей) открыли в 1991 году, в 1992 открыли Уральскую (выход к жд вокзалу), в 1994 открыли динамо и площадь 1905 года, т.е. первые 6 станций за 3 года.
И дальше огромный перерыв, станция Геологическая (около цирка) открылась только в 2002, т.е. за 8 лет одна станция. А Ботаническую и Чкаловскую открыли только в 2011 и 2012 гг. Т.е. еще спустя 9-10 лет. Получается, что с момента открытия площади 1905 года и до Чкаловкой прошло 18 лет…
Вагоны старые, думаю, что Москва отправляет к нам свои списанные. Новые есть, но они не такие крутые как в Москве и их очень мало. Если в Москве редкость встретить старые вагоны, то у нас редкость попасть в новый.
===
Почти все станции метро в Екатеринбурге имеют тематические интерьеры. Они посвящены космосу, спорту, рабочим-машиностроителям или даже Уральской земле.
«Проспект Космонавтов»
Глубина заложения — 6 метров
Тема её оформления — космос. Здесь словно оказываешься в кадрах из фильмов про «Звёздные войны» — на борту космического лайнера. Путевые стены станции украшает чёрный мрамор с белыми прожилками, напоминающий звёздную тьму за бортом, а все потолочные светильники выглядят как сопла космических кораблей.
Рок-архитектор
В строительстве станции, будучи студентом Уральского государственного архитектурно-художественного университета, принимал участие будущий лидер групп Nautilus Pompilius и «Ю-Питер» Вячеслав Бутусов.
Уралмаш
Глубина заложения: 6-8 метров, Проектное название: «Орджоникидзевская»
Эта станция метро Екатеринбурга расположена рядом со знаменитым заводом «Уралмаш», поэтому главным мотивом в оформлении стал труд уральских рабочих. Именно поэтому на сводчатом потолке станции можно увидеть необычные диагональные «прорези» со светильниками, которые напоминают резьбу винта.
Проектное название — «Орджоникидзевская», по имени наркома Серго Орджоникидзе, — хотели присвоить станции по логике её месторасположения, прямо в центре одноимённого района. Потом решили, что название для станции с фонетической точки зрения не совсем удачное, труднопроизносимое.
Машиностроителей
Глубина заложения: 6-8 метров, Проектное название: «Калининская»
Ещё одна «индустриальная» станция Екатеринбургского метрополитена. Она находится недалеко от машиностроительного завода имени М. И. Калинина — одного из крупнейших промышленных предприятий города.
На стенах станции можно увидеть сюжетные панно с изображением рабочих завода, например как они трудятся за станками или героически уходят на фронт во времена Великой Отечественной войны. Именно на «Машиностроителей» в 1991 году состоялся торжественный митинг в честь открытия метро.
Уральская
Глубина заложения: 42 метра.
Эту станцию метро также называют «воротами города», потому что она расположена рядом с железнодорожным вокзалом и автовокзалом Екатеринбурга. Оформление тут лаконичное и строгое.
Главные декоративные элементы — это геометрические узоры на гранитном полу, а также кованые светильники. Мрамор для отделки стен здесь использован местный, добытый в Нижнетагильском месторождении — как символ мощи и богатства Урала.
Динамо
Самая «спортивная» станция метрополитена, при оформлении которой архитекторы явно вдохновились античностью. Перрон украшают стилизованные под гигантские факелы светильники, а в конце платформы установлена бронзовая копия статуи «Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона.
Название и тематика оформления выбраны неслучайно: рядом со станцией «Динамо» находятся одноимённый стадион и Дворец игровых видов спорта «Уралочка». От Динамо до Площади 1905 года путь пролегает под городским прудом.
Площадь 1905 года
Станция метро в самом сердце Екатеринбурга, посвящённая первой русской революции. Она была открыта прямо у здания городской администрации и площади 1905 года, от которой и получила своё название. Интерьер явно делали с оглядкой на первые советские станции станции московского и санкт-петербургского метро, богато отделанных дорогими материалами.
В оформлении станции «Площадь 1905 года» использовали контрастное сочетание цветов — белого мрамора и красного карельского гранита, массивные стеклянные светильники и бра. А путевые стены украшают декоративные вставки в технике флорентийской мозаики.
Геологическая
Первая станция Екатеринбургского метрополитена, открытая уже в XXI веке — в декабре 2002 года. Тематически эта станция метро посвящена богатству уральских недр. Визуально она не поражает дизайном, но суть тут в отделке, для которой был использован только местный мрамор чёрных тонов. Есть здесь и немного декоративных элементов: мозаичные вставки на путевых стенах из разных сортов камня изображают земную кору в разрезе.
Чкаловская
Необычная станция метрополитена, которую открыли в 2012 году и специально сделали похожей на самолёт. Например, стены благодаря изгибу напоминают салон аэросудна, потолочный свод внешне похож на самолётное крыло, а торцевую стену украшает несколько больших часов с циферблатами в виде бортовых приборов. Они показывают время в четырёх городах: Москве, Архангельске, Ванкувере и Сан-Франциско.
Такое оформление — не случайность. Станция метро посвящена известному советскому лётчику В. П. Чкалову. В 1937 году он совершил свой знаменитый перелёт из Москвы в США через Северный полюс. Преодолел это огромное расстояние Чкалов на самолёте АНТ-25 с номером борта URSS N025. Именно эти цифры и буквы можно увидеть на потолочном своде станции — в яркой красной подсветке.
Ботаническая
Конечная станция метро с южной стороны города. Её архитектура вдохновлена Ботаническим садом Екатеринбурга, который расположен неподалёку.
Все стены и потолок здесь украшают элементы в форме пчелиных сот — как символ растительной клетки, основы всего живого на Земле. Они нанесены на металлические колонны на платформе, в сотах расположена каждая буква названия станции на путевых стенах, шестиугольную форму имеют даже светильники на «Ботанической».
«Ботаническая» — восьмая по счёту станция екатеринбургского метро и 300-я станция метро в России. Ещё одна отличительная черта «Ботанической» — рекордное количество выходов на поверхность. Здесь их восемь — больше, чем у любой другой станции Екатеринбургского метрополитена.